Календарь

Бумеранг-КДМ - Календарь - 4 ноября – день народного единства

один из новейших праздников государства российского. Интересны результаты опроса 2009 года. Вопрос был сформулирован так: «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?» Более 30 % опрошенных затруднились с ответом. 45 % ответили, что будут отмечать День народного единства, а 6 % сказали, что 4 ноября — это день Казанской иконы Божией Матери. Чуть более 10 % населения считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции.
 

История праздника.

16 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон "О днях воинской славы" (Победных днях России)". Одной из поправок было введение нового праздника День народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября. Основной причиной переноса, по мнению большинства наблюдателей, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической Революции (7 ноября 1917 года).

Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 г.

Праздник был учрежден в память о событиях 1612 г., когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время – период со смерти в 1584 г. царя Ивана Грозного и до 1613 г., когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, – было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. А Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам.

Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.

Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. "Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!" – писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 г. антипольское восстание потерпело поражение.

Неудача первого земского ополчения огорчила, но не обескуражила земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось движение за организацию нового ополчения и похода на Москву. В сентябре 1611 г. мелкий "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело".

По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения "третью деньгу". Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор "пятой деньги": каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский.

Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до 3 тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

Икона "Казанской Божьей Матери".
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 г. (В 1579 году большая часть Казани, незадолго до того взятой войсками Ивана Грозного, была уничтожена пожаром. Среди погорельцев был стрелец Даниил Онучин. Его дочери было во сне явление Богородицы, которая повелела девочке достать на пепелище икону Божией Матери, зарытую при мусульманском господстве тайными приверженцами православия.

Икону действительно нашли, причем, по церковным летописям, явление ее сопровождалось "многими чудотворениями" (явление иконы Русская Православная Церковь празднует 21 июля). Спасенная икона, считается, наделена особой силой. Например, одна из ее копий XIX века, которая находится сейчас в приходе «Всех скорбящих радость», исцеляет от глазных болезней).

Летописи свидетельствуют, что Москву освобождали в несколько этапов, и началось это еще в марте 1611 года, в Москве произошли столкновения с интервентами. Жители Москвы с нетерпением ждали первого общерусского ополчения. Когда же отряды ополчения приблизились к Москве, в городе вспыхнуло народное восстание. Москвичи вступили в бой с поляками, захватив пушки и создав на улицах укрепления. Народ осыпал врагов градом камней и пуль, боролся с помощью топоров и вил. В ответ интервенты подожгли Москву, которая пылала три дня. Подавить это народное восстание помогли вошедшие в город ратники ополчения. Особенно мужественно дрался с врагом отряд в районе Сретенки. Предводителем этого отряда был воевода Дмитрий Михайлович Пожарский (1578-1642). Он храбро сражался против врага и был трижды ранен.

Первый этап удался, но поляки еще держались в Кремле и Китай-городе.

Второй этап начался 29 сентября (15 сентября по старому стилю) 1612 г., когда Пожарский, минуя польского главнокомандующего полковника Николая Струся, отправил хорунжему Иосифу Будзиле и полковнику Эразму Стравинскому письмо с предложением о сдаче. Те ответили весьма нагло, заявив, что у русских ничего не получится, поскольку они «мужеством подобны ослу и омерзели перед Богом». Но войска от польского короля, на помощь которых надеялись наглецы, были разбиты Мининым и Пожарским. В Китай-городе и Кремле начался страшный голод, интервенты убивали и пожирали друг друга. По воспоминаниям самого Иосифа Будзило, нападали с целью пожирания даже на полковника Струся. Именно тогда, 1 ноября (22 октября по старому стилю), он согласился на переговоры о капитуляции. В разгар переговоров часть воинов Пожарского без приказа в результате оскорбительной перебранки с поляками устремилась в Китай-город. Никто этого не ожидал, поляки, побросав оружие, бежали в Кремль, а переговоры были сорваны. Зачистка Китай-города от оккупантов и «уничтожение их запасов вареного и квашеного человеческого мяса» продолжались до 4 ноября. Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 г. изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

В конце февраля 1613 г. Земский собор, куда входили представители всех сословий страны – дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 г. стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, и по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 гг., было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 г.).

По этому указу церковный праздник Казанской иконы Божией Матери приобретает статус государственного.

Именно Казанская икона всегда помогала русским в борьбе с иноземными захватчиками. Чудотворный образ той иконы находился в ополчении Минина и Пожарского в ходе освобождения Москвы от поляков. Кутузов молился Казанской иконе перед Бородинским сражением. С молебна именно перед этой иконой началась Сталинградская битва.

На Руси праздник Казанской Божией Матери считался важной датой в крестьянском календаре. Это был своего рода рубежный день, вслед за которым почти сразу наступала настоящая зима. С этим днем связано много народных поговорок: "Коли на Казанскую небо заплачет, то следом и зима придет"; "С Казанской тепло морозу не указ".

Кроме того, в этот день в России любили играть свадьбы, так как считалось, что тот, кто женится на Казанскую, будет счастлив в браке.

С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы от поляков и праздник Казанской иконы Божией Матери прервалась.

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.

Таким образом, День народного единства совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции. Патриотический подвиг Минина и Пожарского – доблестных предводителей победоносного ополчения 1611-1612 годов – навеки останется в памяти людей.

Наша дружба, наша вера
С нами будет навсегда,
Наша сила, наша воля
Не погибнет никогда!
И пока на белом свете
Солнце светит нам во след,
Россияне всем желаем
Быть едиными навек!



Информация для волонтеров